Славянская мифология и сотворение мира.

Сотворение мира.



Самый распространенный из славянских мифов о творении мира перекликается с преданиями многих других народов. В нем рассказывается о царившем некогда повсюду хаосе, где однажды с помощью божественной энергии зародилась жизнь. Из небытия возникло золотое яйцо, где был заключен прародитель сущего – верховный бог Род. Постепенно Род наполнялся силой любви, и с ее помощью сумел, в конце концов, выбраться на свободу. А любовь его преобразилась в Ладу – богиню любви, распространившую это чувство по всей Вселенной.


Освобожденный бог приступил к творению мира. Род отделил свет от тьмы, создал царства небесное и поднебесное, разъединил воды небесные и мировой океан, породил землю, и она канула на самое дно океана.

Все, чего бог не смог сделать из окружавшей его вселенной, он создал из себя самого. Из лица его взошло на небо солнце, из груди выплыла луна, из глаз разгорелись звезды, из дыхания – задули ветры, из голоса загромыхал гром. Так мир понемногу обрел знакомые нам очертания.


Затем создатель Вселенной породил свое мужское воплощение – Сварога, бога огня и соавтора Рода в создании славянского мира. Осмотрел Сварог созданный Родом мир и остался недоволен отсутствием земли.

Птица уточка, которая качалась на океанских волнах, рассказала Сварогу, что под толщей воды, глубоко, есть суша. Тогда повелел бог птице нырнуть на самое дно и достать оттуда горсть земли. Но не получалось у малой пташки нырнуть достаточно глубоко. Лишь на третий раз, когда Сварог вдохнул в тельце уточки силу Рода, она смогла достать до дна и зачерпнуть горсть земли. А еще птица захватила маленький камешек, который утаила от грозного бога.


Но едва Сварог начал согревать Мать Сыру-землю солнечными лучами, овевать ее ветрами, она стала расти, становилась огромной сушей. А вслед за ней рос и камешек, спрятанный уточкой от Сварожьего зоркого ока. В конце концов, он так увеличился в размерах, что упал на землю, и обратился Алатырем – священной горой в самой середке мира.


А сквозь Алатырь-камень проросло и вытянулось Мировое древо жизни, соединяющее три части славянского мира. В корнях гигантского дерева гнездится призрачная Навь, вдоль ствола расположилась Явь людская, крона упирается в Правь небесную. Мало кто из богов способен странствовать сквозь все три мира, разве что Велес – бог магии и мудрости, покровитель путешествующих на всех путях их.


Правь нерушимая.



Особое место среди трех миров принадлежит Прави – божественному пространству, где создаются законы Мироздания, и вершится управление силами Вселенной. Главная сила, поддерживающая правь, - это сила созидания, которая обеспечивает гармонию и баланс элементов трех частей славянского мира.


В Прави обитают светлые славянские боги, служащие воплощением основных принципов Вселенной. Это бог созидающего пламени, покровитель людского племени Сварог, его супруга – богиня любви Лада, бог света и истины Белобог, богиня весны и пробуждения природы Леля, богиня жизни и теплых летних дней Жива, хранитель славянских родов Чур и другие. Живущие в Прави божества направляют людей по верным путям, остерегают от зла, помогают постигать сущность Вселенной и осваивать новые ремесла.


Одним словом, где бы ни находился человек, он включен в общую систему, энергетически поддерживаемую Правью. Обитатели Яви – лишь частицы этой системы. Однако если они пройдут жизненный путь, постоянно развиваясь духовно, в конце пути их души смогут попасть в пространство Прави, где оказываются лишь самые совершенные из смертных.


Явь – мир людской.



Мир Яви имеет также другое, более привычное нам название, – это мир материальный, место жительства физических существ: людей, зверей и птиц. Явь, с одной стороны считается самым примитивным из проявлений божественного бытия, но с другой стороны, более других миров наделенным способностью чувствовать и возможностью любить.


В людском мире прекрасно себя чувствуют природные боги – такие, как Мать Сыра Земля, покровитель ветров и всего воздушного пространства Стрибог, богиня воды Агидель, оберегатель стихии огня Семаргл и разнообразные духи – лешие, водяные, домовые. В незапамятные времена Сварог подарил людям свод нравственных законов, следовать которым полагалось всякому, кто стремился прожить жизнь по Прави. Законы эти были просты и вели славян к духовному совершенствованию, а заодно – к простой и правильной повседневной жизни.


Закон Сварога призывал не лгать, поскольку любая ложь искажает реальность и ведет на скользкую дорожку Кривды (обмана, неправды). Ради соблюдения чистоты телесной и духовной славяне ежедневно на рассвете и на закате совершали мовь (молитву, соединенную с омовением), в праздничные дни очищались, кроме того, еще и пламенем, перепрыгивая через ритуальные костры. Чаще всего славяне несли богам не свои просьбы, а служили требы и приносили жертвы, чтобы выказать уважение и почет. Точно так же славянская традиция предписывала почитать своих родителей, а также предков – щуров и пращуров, ушедших уже в мир иной.


Тот же, кто не чтил в должной мере своего рода, становился изгоем – изгонялся за пределы поселения и оставался один на один со всеми трудностями окружающего мира. Поскольку все славянские роды считались родичами по крови, они стремились жить между собой в мире и при необходимости помогать ближнему. Предание гласит, что междоусобицы пришли в славянские земли именно тогда, когда родственные племена «забыли, кто свои» и отделились друг от друга.


Навь – мир мёртвых.



В древности славяне хорошо понимали, что Навье царство – неотъемлемая часть Мироздания. Ведь без разрушения отжившего не родится новое, а без смерти не будет новой жизни. Для славянских племен смерть выглядела как переход от жизни смертной к бытию в мире мертвых, как отдых перед следующим рождением для всех, выполнивших свое предназначение в Яви.


В славянских легендах Навь иногда соприкасается с Явью, и ушедшие праотцы могут время от времени взаимодействовать с живыми (например, являясь им во сне), но в остальное время Навь остается миром, недоступным для живых. От Яви мир мертвых отделен огненной рекой Смородиной, и преодолеть эту преграду можно, лишь перейдя ее по Калиновому мосту. Для живых этот путь невозможен, пройти его способна только невесомая душа умершего; на другом берегу Смородины душу ожидает иная жизнь, в ней нет материального пространства, ни времени, ни расстояния.


В Нави души пребывают до тех пор, покуда полностью не очистятся и не будут готовы к новому рождению в мире Яви.

Однако не всем дано очищение, и такие навечно остаются в мире мертвых, превратившись в злых Навий, - темных духов, служителей Чернобога.


Есть в Нави одно только место, куда нет хода разрушению, - это Светлая Навь или Славь, где остаются те, кто не желает вновь перерождаться в мире живых, а предпочитают остаться чурами, охранителями своих родов. Несколько раз в году они получают возможность снова оказаться в Яви и помочь своим потомкам советом или предсказанием, сделать жизнь смертных легче и светлее.